«Независимые»
В Горной Санибе в центре медико-социальной реабилитации больных наркоманией к обычной жизни возвращают наркозависимых не только из Осетии. Об этом месте узнают за пределами республики и страны – приезжают из Ростова, Краснодара, Москвы, даже из Белоруссии и Израиля. О том, как они проходят реабилитацию рассказали сами подопечные центра.
Сегодня на пути к нормальной жизни стоят примерно 20 человек. Реабилитацию в горах проходят также пристрастившиеся к алкоголю и те, кто имеет предрасположенность к различным зависимостям. Наместник центра Роберт Перисаев убежден, одинаковых наркоманов как и двух одинаковых людей не существует. С каждым работает индивидуально, при этом поддерживает атмосферу коллектива. Так что отношения в этом доме почти семейные. В основе коммуникации – взаимоуважение и поддержка. Реабилитанты сами готовят, убирают, ухаживают за скотиной. Говорят, старший их наставляет деликатно, без давления. В прошлом он и сам был одним из них.
Присутствие Бога подтверждают все. Дело не только (и не столько) в горном расположении центра. Здесь обучают «переформатировать свое мышление», заметил один из реабилитантов. Главное табу – не приносить дозу. Между тем побег из центра оказывается бессмысленным, от реабилитации можно добровольно отказаться, но уезжать никто и не хочет. В центре смогли помочь десяткам. Спустя время некоторые и сами открывают в себе силы и желание помогать другим уже в обычной жизни. Несколько раз в день реабилитанты посещают собрания: на примерах из Библии учатся не повторять своих ошибок и не сдаваться перед жизненными трудностями.
Что было самое сложное? Сказать: я — Альберт, и я наркоман
34-летний Альберт рассказывает, что ощутил в центре покой и ясность. В его голосе чувствуется неравнодушие и внутреннее напряжение, когда речь заходит о последствиях, как он называет, «безумного» образа жизни. Говорит, наркотик попробовал «на старости лет», в 32 года. Зная на личном опыте, теперь он предостерегает от этого других.
— Я считаю, что реабилитация необходима. Меня сначала капали дома, потом в больнице во Владикавказе. Там были наркоманы и пьяницы. Смотришь на это, наблюдаешь. Меня тогда посетила мысль, если не остановлюсь, то такое же будущее меня ждет через 10-15 лет. Это страшная картина! Здесь мне очень помогло общение с людьми, которые через это прошли. Любому зависимому человеку будет полезно пообщаться с человеком, который уже это прошел. Он заранее скажет, что с ним будет.
Альберт исповедует ислам. Пять лет назад перебрался из Осетии в Москву. Говорит, всего было в достатке: семья, дом, работа. Наркотики появились внезапно, в тот момент, когда перестал молиться. Благодарит отца за поддержку и отмечает терпение жены, которая была рядом. Любая другая отказалась бы, считает он.
— Она воевала, боролась, рядом была. С пониманием подошла. Самым сложным было признаться самому себе, что я зависим. Сказать: я — Альберт, и я наркоман. Если бы меня назвали наркоманом, очень обиделся бы.
Молодой человек искренне удивлен тому, как быстро оказался снова в Осетии. Из нескольких вариантов выбрал центр в Горной Санибе. Он благодарит тех, с кем и у кого учится жить по-новому.
— Я не жалею, тут наш старший брат Роберт, который будучи христианином, может индивидуально со мной пообщаться, с добротой и любовью, все объясняет. Он всегда приводит хорошие примеры. Все, что есть в исламе, в принципе, я слышу и здесь: любовь, доброта, отношение к людям.
Альберт называет себя счастливым человеком. Стал замечать мир вокруг себя. Считает, что самостоятельно с зависимостью справиться тяжело. Он пробовал.
— Сейчас я самый счастливый человек! Элементарно солнце светит. Когда пребываешь в «безумии», этого не замечаешь, нет доброты, человек становится очень черствым. Думаю, без помощи тяжело справиться. Но без Бога и веры даже невозможно! Прежде, чем позвонить отцу, я полтора месяца пытался сам справиться. Все дни думал только о наркотиках, потом начинается ломка. Замкнутый круг, из которого я не мог выйти, пока не обратился к близким.
Приезд в незнакомое место в горах не был для него гладким. Первые дни хотел уехать. После уговоров одного из реабилитантов центра он передумал.
— Первые три дня я места себе не находил. Хотелось уехать на следующий день. Мне казалось, что у меня одни взгляды, а у них – другие. Я тогда так думал. Мне очень помог Гиа (бывший реабилитант центра). Он сказал мне: пожалуйста, потерпи 3-4 дня. Сейчас ощущение, что я здесь родился и вырос. Все друг другу помогают.
Во время реабилитации в центре молодой человек даже позвонил своим знакомым и извинился за свои поступки. По его мнению, важно быть благодарным за то, что имеешь, а в удачные периоды жизни чаще вспоминать Бога.
— Когда есть все, надо быть благодарным и еще больше Бога вспоминать. Я отсюда набрал пятерым, извинился перед ними. Они даже не поняли за что. Они не помнят наш грех, но мы-то знаем.
Кроме того, в этом центре Альберт раскрылся с новой стороны. Говорит, изменения в характере и даже в голосе отмечают близкие. Смеется:
— Бегать начал по горам с баранами. Я такими вещами никогда не занимался. Видео показал жене как пасу баранов. Она была в шоке. Она- то меня с другой стороны знает.
Городская модница Изабэлла
На общем фоне заметно выделяется симпатичная девушка Изабэлла (имя изменено). Городская модница приехала в центр, чтобы предупредить возможные негативные последствия. Она имеет предрасположенность к зависимостям. Решение пройти реабилитацию поддержала мать — тоже верующая женщина.
— Я не алкоголик, не наркоманка, но чтобы избежать такого поворота, решила приехать в центр, чтобы этого не произошло. Поняла, что если поживу такой жизнью еще три-четыре года, то все к этому приведет. Я верующий с детства человек, понимала, что все это неправильно.
Девушка рассказывает, как в 23 года любила с друзьями посещать шумные вечеринки. Но в отличие от остальных на следующее утро после тусовки и весь последующий месяц чувствовала себя разбитой, ее преследовало необъяснимое чувство стыда.
— В разгар моей молодости в 23-24 года мы очень часто ходили, тусовались, веселились. Один раз выпью, и мне месяц плохо. Разбита, чувство стыда бывает, хотя я ничего не сделала. Могу просто сидеть и ничего плохого не сделать, а чувство стыда остается.
В центре девушка ощутила душевное равновесие, почувствовала присутствие Бога. Связывает это с работой, которая проводится с реабилитантами. В центре находится около трех месяцев.
— Я с детства не любила сёла, я городской человек. Но в городе постоянно какой-то страх, тревога. Когда приехала в центр на один день, почувствовала душевное равновесие. После этого приехала на 10 дней, мне понравилось. Мы здесь молимся, слушаем то, что рассказывает Роберт, и таким образом приближаемся к Богу. Сейчас, кстати, я поменялась. Уже смотрю на горы и думаю, как красиво!
Как и Альберту, ей было трудно привыкнуть к новой обстановке. В одной комнате проживают еще две женщины.
— Я была уверена, что не смогу привыкнуть к комнате, к людям. Но нашли общий язык, я их обожаю. Я оказалась очень коммуникабельной.
Девушка признается, что в центре открыла для себя другую грань своего характера.
— Роберт говорил о прощении много раз. Меня Бог наградил любовью к людям. Даже сейчас, если спущусь в город, мне будет все равно, что обо мне подумают. Я как будто стала сильнее!
Параллельно с реабилитацией девушка старается работать дистанционно, работа связана с интернет-магазином. Говоря о планах, девушка хочет продолжать работать и найти себе интересное хобби. Говорит, что всегда нравилось кататься на лыжах и посещать тренажерный зал.
От грязного — к вычищению изнутри
Самый старший в центре – 60-летний Игорь — обращает на себя внимание спокойной и плавной речью. В отличие от остальных в центр обратился из-за алкогольной зависимости. Рассказывает, что спиртное попробовал в молодости, тогда переносилось абсолютно «безболезненно».
— Раньше на меня не действовал (алкоголь), не было и похмельных синдромов. Вкуса наркотиков даже не знаю. Единственная разлагающая субстанция – алкоголь.
Однажды дошел до последней черты.
— До того дошел, что утром встал бутылку сломал и просто не хотел уже жить. Было моральное и духовное истощение. Потом прибежали родные, в больницу отвезли, — вспоминает он.
В центр реабилитации Игорь приехал в январе. Вспоминает, как еще перед Новым годом находился в шатком состоянии. Сегодня каждое воскресение он посещает маленькую старинную церковь недалеко от центра. Говоря об эффекте реабилитации, утверждает, что человек получают защиту от «грязного» и твердое понимание, что без духовности уже не видит своей жизни.
— С Богом все дается легче. С Богом наполняешься. У тебя от грязного какие-то барьеры (имею в виду, наркотики, выпивку) возникают, если ты пускаешь в сердце Бога. Но в моменте ты понимаешь, что без духовной жизни невозможно. Когда начинаю в мир спускаться, ухо режет и матерное, и грубое слово. Когда человек Бога познает, то вычищается изнутри, бесы уходят — то, что его уводит.
В ноябре прошлого года в национальном музее Северной Осетии проходила выставка «Гений места». Роберт Перисаев стал одним из десяти героев медиапроекта. В рамках выставки была представлена серия фотографий, на которых запечатлены глаза некоторых из бывших реабилитантов центра. Они освободились от наркозависимости. И они стали победителями для себя и своей семьи.